ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

"ГИМНАЗИЯ: ОТ НАСТОЯЩЕГО К БУДУЩЕМУ"
                 
      ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ГИМНАЗИЯ №652  ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

НА оды

 

 

 

Санкт-Петербург
2010

 

Содержание

Наименование разделов

стр.

Паспорт программы развития государственного общеобразовательного учреждения гимназии №652

 

3

Информационная справка о гимназии

6

Результаты образовательной деятельности

7

Текущее ресурсное обеспечение гимназии

22

Анализ факторов развития гимназии

24

Концепция развития гимназии

28

Краткая характеристика целевых программ

31

Целевая программа «Успешный гимназист»

31

Целевая программа «Успешный учитель»

32

Целевая программа «Успешное управление»

33

Финансовое обеспечение Программы развития

34



Паспорт программы развития


Полное наименование программы

Программа развития гимназии на

Основания для разработки программы

  • Конституции Российской Федерации
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г.   № 3266-1 в редакции от 21.07.2007 г. № 194-ФЗ
  • Национальная доктрина образования, утвержденная Правительством Российской Федерации 04.10.2000 г. (Постановление Правительства РФ № 751 от 04.10.2000 г.)
  • Приоритетный национальный проект «Образование»,
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая   школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010  № Пр-271;
  • План действий по модернизации общего образования на оды, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р.
  • Стратегия модернизации содержания общего образования
  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03. 2004г. №1089.
  • Федеральный государственный стандарт для начальной школы, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
  • Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002г. №44.
  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783
  • План мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Санкт-Петербурге, утвержденный Постановлением Правительства  Санкт-Петербурга от 08.06.2010  № 750
  • Концепция развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа», одобренная Правительством Санкт-Петербурга, постановление от 22.03.2005г. №343
  • Программа развития образовательной системы Выборгского района Санкт-Петербурга
  • Научно-теоретические работы  и аналитические материалы по проблемам развития современного образования в Российской Федерации и Санкт-Петербурге

 

Период и этапы реализации программы

оды:
I этап (2010-2011) Поисково-проектировочный Поиск смысла предполагаемых результатов через  консультации с научно-педагогическим сообществом,  освоение методической и научно-педагогической литературы. Выявление перспективных направлений развития гимназии и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования.
II этап (2011-2012) Апробационно-деятельностный. На этом этапе проводится процесс апробации задуманного на практике. Участники - конкретные учителя, способные «воспринимать новое, как своё», проверяют дееспособность идей и намерений. Именно они становятся тем индикатором, по состоянию которого можно судить об успешности дальнейшей реализации программы в целом.
IIIэтап (2012-2014) Нормативно-внедренческий. Активное освоение педагогическим коллективом тех идей, форм работы и поведения, которые были признаны успешными на предыдущем этапе. Администрация, создает условия для закрепления в практике работы, жизни гимназии тех форм взаимодействия, которые способствуют конструктивному диалогу всех частников образовательного процесса. Каждый учитель получает возможность применить в своей работе тот или иной проверенный «шаг», метод, идею.
IVэтап (2014-2015) Оценочно-конструктивный.  Проводится диагностика эффективности инноваций, осуществлённых на предыдущих этапах и  работа по построению дальнейшей программы развития на основе достигнутых педагогическим коллективом гимназии результатов.

Цель программы

Создание условий, обеспечивающих достижение обучающимися уровня образованности, соответствующего их личному потенциалу в современной системе ценностей, способность к самостоятельному решению социально и личностно значимых проблем в различных сферах деятельности и готовность к продолжению образования.

Основные задачи программы

  1. Реализация компетентностного подхода для развития личности  ученика в образовательном процессе гимназии как важнейшая составляющая достижения современного качества образования.
  2. Создание комфортной психолого-педагогической среды, ориентированной на развитие личностных достижений учащихся и формирование социальных и гражданских компетенций.
  3. Освоение образовательных технологий,  обеспечивающих формирование компетенций и реализацию учениками активной гражданской позиции на всех ступенях обучения.
  4. Развитие   внутришкольной системы мониторинга  качества образования в соответствии  с компонентами цели.
  5. Изменение позиций педагогов гимназии  и освоение ими новых ролей, ориентированных на сотрудничество и раскрытие личностного потенциала ученика.
  6. Развитие системы государственно-общественного управления гимназией.
  7. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья.

 

Ожидаемый результат реализации программы     развития

Комплекс эффективных, устойчивых  изменений в образовательном пространстве  жизни гимназии и  системе взаимоотношений участников образовательного процесса:

  1. Обновленные образовательные  программы, интегрирующие общее и дополнительное образование с использованием инновационных технологий.
  2.   Создание воспитательной системы,  отличительной чертой которой  является интеграция  учебной и внеурочной деятельности и реализация комплекса общешкольных проектов на всех ступенях обучения, направленных на приобретение навыков для эффективной гражданственности.
  3.  Модернизация материально-технической базы гимназии в направлении развития ее информационно-коммуникационного пространства.
  1. Качественное изменение управления гимназией  за счет активизации деятельности органов самоуправления и реализации принципов «открытого диалога».
  2. Увеличение числа учащихся гимназии, владеющих навыками исследовательской,  проектной, социальной и общественно- полезной деятельности, участвующих в современных международных, Интернет и телекоммуникационных проектах. 
  3.  Освоение выпускниками компетенций,  необходимых для полноценного функционирования в обществе, для полноценной жизни и работы, активной гражданской позиции, эффективного включения в жизнь общества.
  4. Активное использование педагогами гимназии инновационных технологий в учебно-воспитательной деятельности (до 100%)
  5. Расширение участия гимназии в районных, городских, всероссийских,  международных конкурсах и программах.  Активное распространение инновационного опыта.
  1. Формирование высокого уровня имиджевых характеристик гимназии:

современное, динамично развивающееся образовательное          учреждение со своими традициями,  комфортной развивающей средой,    обеспечивающее качественное современное образование и создающее условия для становления личности ученика с активной жизненной позицией, ориентированное на развитие социального партнерства и диалога.

Разработчики программы

Телятникова Е. И.- директор гимназии; Елизарова Т.А., Воротилина В.Н., Летуновская Э. В., Алексеева В. С.. – заместители директора по УВР; Сабурова Л.В.. – методист; Жигадло Н.В. – зам. директора по нач. школе.

Руководитель программы

Телятникова Е. И.- директор гимназии

Сайт гимназии в Интернете

www.chinaschool652.my1.ru

Информационная справка о гимназии
Общие сведения о гимназии 
1956 - открытие школы – интерната №5
1957 - начало преподавания китайского языка (коллективный член общества советско -
китайской дружбы)
1965-1969  - организация музея  боевой славы 5-ой Ленинградской
партизанской бригады
1986- начало стажировки преподавателей китайского языка в КНР
1990 - прием правительственных и межгосударственных делегаций из КНР
1991 - визит Генерального секретаря КПР Цзян Цземина в школу - интернат
1991 - получение статуса городской экспериментальной площадки
Сентябрь 1993 - реорганизация школы -интерната № 5 в среднюю школу № 652 с углубленным изучением китайского языка с интернатом при школе
 Сентябрь 1994 - присвоение статуса : школа с углубленным изучением китайского и английского языка.
Сентябрь 1995 - преобразование средней школы № 652 в гимназию № 652.
Октябрь 1996 - открытие музея истории школы
Июнь 1998 - первая поездка учащихся в Китай (г. Чэнду)
Октябрь 1999 - визит делегации законодательного собрания КНР
2000 - музей боевой славы 5-ой Ленинградской партизанской бригады - победитель
городского конкурса музеев
2000 - визит правительственной делегации КНР во главе с вице-премьером Госсовета Ли Ланцин.
 
2001 - визит делегации КНР во главе с зам.министра по образованию КНР Ван Чжань.
 
2001- прохождение аккредитации на подтверждение статуса гимназии.
 
2002 - музей 5-ой партизанской бригады - победитель Всероссийского смотра - конкурса школьных музеев.
 
2005 - музей 5-ой партизанской бригады - победитель городского этапа Всероссийского смотра - конкурса школьных музеев.
 
2006 -  визит зам.министра по образованию КНР

2006 - прохождение аккредитации на подтверждение статуса гимназии.

2008 - визит Консула Китая и Представителей Министерства Образования Китая

2010- визит делегации во главе с вице-премьером Госсовета КНР госпожой Лю Яньдун

Гимназия является полностью укомплектованным образовательным учреждением в соответствии с нормами комплектования для данного типа школьного здания и типа образовательной программы.      Сегодня в гимназии   24 класса (11 в начальной,  13 в основной и средней школе), всего обучается в них 592 ученика, все учатся в первую смену, начало занятий в 9 часов, продолжительность уроков 45 минут, а перемен 10 – 20 минут; учащиеся 1-4 классов учатся в режиме пятидневной учебной недели, 5-11 классы - шестидневной недели, перерыв между основными и дополнительными занятиями не менее 40 минут.
Гимназия имеет государственную лицензию на реализацию   общеобразовательных  программ начального общего образования, основного общего и среднего общего (полного) образования, обеспечивающих дополнительную (углублённую) подготовку по предметам гуманитарного профиля  (лицензия А №332858, от 03.07.2009)  В 2006 году гимназия прошла процедуру государственной  аккредитации (№ свидетельства АА 127278) и аттестации (распоряжение №729-р).
 Специфические черты, присущие нашей гиназии, это:

Глубокое изучение родного русского зыка и  двух иностранных языков содействуют общеречевому развитию учащихся, расширяют лингвистический кругозор учащихся, способствуют взаимодействию всех языковых учебных предметов, формирующих основы филологического образования школьников.
Специфика гимназии определяется так же организацией занятий во «второй половине дня».  Большая роль в усилении гуманитарной составляющей гимназического образования принадлежит системе дополнительных занятий для учащихся гимназии:

Результаты образовательной деятельности
     Результаты успеваемости в начальной школе стабильны:   успеваемость100%, качество знаний 70-75%. В настоящее время гимназия работает над созданием основной общеобразовательной программы для начальной школы в соответствии с новыми стандартами. В этой связи в 2010-2011 учебном году учащиеся первых классов обучаются по развивающим программам «Школа 2100» и «Система Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова.» Успеваемость в основной и средней школе в течение ряда лет 100% за исключением 2009-2010 учебного года, когда два учащихся из-за пропусков по болезни были оставлены на повторное обучение по заявлениям родителей, качество знаний 40-45%.
     При подготовке к государственной аттестации в основной школе особое внимание уделяется русскому языку и математике, которые учащиеся сдают в режиме эксперимента в форме ГИА. При этом по русскому языку учащиеся стабильно показывают высокий результат (2009-2010 уч.год -3 место в районе), по математике качество знаний (40%) ниже, чем на экзаменах, проводимых в традиционной форме (70-75%). Основная причина заключается в недостаточном количестве времени, отводимом на выполнение части Б, и высокие критерии оценки по сравнению с традиционным экзаменом. В связи с этим для учащихся 5-9 классов выделены часы кружка и в 9 классах введен элективный курс по математике. За последние два года все учителя математики прошли курсы повышения квалификации в том числе по подготовке к ЕГЭ и ГИА. Качество знаний на экзаменах по выбору в 9 классах 75-85%.
     Стабильно высокие результаты (успешность - 100%, средний балл выше городского) выпускники 11 классов показывают на обязательных единых государственных экзаменах по русскому языку (2009-2010 уч. год-11 место в районе) и математике (2009-2010 уч.год.-8 место в районе). Наибольшей популярностью среди экзаменов по выбору пользуются обществознание и английский язык, которые последние два года сдают 60% выпускников. При 100%-ой успешности средний балл по обществознанию выше городского (2009-2010 уч. год-8 место в районе), по английскому языку в 2009-2010  средний балл снизился по сравнению с предыдущими годами и стал ниже среднего балла по СПБ на 3,6. Основным языком в гимназии является китайский язык, который на сегодняшний день не представлен в списке единых государственных экзаменов по выбору, английский изучается как второй иностранный язык. Последние два года в нескольких классах (в том числе и в выпускных) отсутствует деление на группы по английскому языку из-за недостаточной наполняемости (20-23 чел.). В связи с этим в классах, где нет деления на группы, учащимся предложены часы кружка, а в 10-11 классах элективные курсы по английскому языку, также учащиеся с 5 по 11 класс могут посещать консультации по иностранным языкам. Современное техническое оснащение кабинетов иностранного языка в настоящее время позволяет существенно повысить эффективность урока. Остальные экзамены по выбору, как правило, сдают от 10 до 30% учащихся (2009-2010 уч. год - успешность100%).
     За последние три года 15 выпускников 11 классов награждены золотыми медалями, 6 выпускников – серебряными. От 93 до 100% выпускников продолжают обучение в высших учебных заведениях.
     Ежегодно учащиеся гимназии успешно принимают участие в различных олимпиадах и конкурсах. Например, в 2009-2010 учебном году 62 учащихся являются победителями районных, городских и региональных олимпиад и конкурсов, в том числе 19 победителей 1 тура региональной олимпиады по китайскому языку и страноведению, 9 победителей 2 тура (из них четыре 1 места); 9 победителей в районном туре олимпиады по географии (из них три 1 места), два победителя в городском туре ( 1 и 3 место), 1 место в городской олимпиаде по географии в командном турнире за выборгский район; три победителя в районном туре олимпиады по английскому языку; один победитель районного тура олимпиады по истории (1 место); два победителя районного тура олимпиады по обществознанию (два 3 места); два победителя районного тура олимпиады по математике;  один победитель районного тура олимпиады по литературе (1 место); 7 победителей районного конкурса «Мой любимый учитель» (три 1 места и четыре 2 места), и др.  

 

 

 


Текущее ресурсное обеспечение гимназии
Кадровые ресурсы  
В гимназии 63 педагогических работника, из них аттестованы на высшую квалификационную категорию - 45 (71%), на первую квалификационную категорию – 9 (14%).  Имеют звание «Заслуженный учитель» - 2 педагога,  награждены значком «Отличник народного образования» - 2 педагога, «Почетный работник общего образования Российской Федерации» - 8 педагогов. Имеют стаж работы в данном образовательном учреждении более 10 лет – 67%, более 5 лет – 80%. Школа работает над пополнением кадрового состава молодыми специалистами: 14% учителей моложе 30 лет. Вакансий нет.
Материально-технические ресурсы

         Здание гимназии было построено в 1957 году. В 2009- 2010 учебном году в гимназии был проведен капитальный ремонт. Здание оснащено по последним современным требованиям. В гимназии 12 кабинетов в начальной школе, 4 кабинета русского языка и литературы, 3 кабинета математики, 5 кабинетов китайского языка, 5 кабинетов английского языка, 2 кабинета истории, 2 кабинета труда (для мальчиков и девочек), кабинет физики, кабинет химии, кабинет биологии, кабинет географии, кабинет живописи и черчения, кабинет музыки, 2 кабинета информатики, оснащённые новыми компьютерами, конференц-зал, оборудованный мультимедийным комплексом, спортивный и хореографический залы. Десять кабинетов оснащены интерактивными досками, три кабинета – мультимедийными комплексами. Все компьютеры объединены в единую компьютерную сеть и имеют выход в Интернет.  
        В гимназии работает фондовый зал библиотеки, который насчитывает 30000 экземпляров, абонемент учебной литературы на 7000 экземпляров, читальный зал с открытым доступом к справочной литературе и периодической печати,  оснащённый компьютерами. Ведётся работа по созданию электронного каталога фонда библиотеки.
В гимназии работает  хорошо оборудованная столовая, где учащиеся могут получить  горячие завтраки и обеды.
     Медицинское обслуживание учащихся гимназии проводится  врачом и медицинской сестрой  в медицинском кабинете гимназии, состоящем из двух помещений и оснащенным  всем необходимыми медицинским оборудованием и лекарственными препаратами.

 

Финансовые ресурсы

Гимназия с января 2005 года находится на финансово-хозяйственной самостоятельности, имеет свой лицевой счет в казначействе и осуществляет оперативное управление поступающими бюджетными и внебюджетными средствами.

Управление качеством образовательного процесса  
    Управление гимназией осуществляется на основе Закона РФ «Об образовании», Устава гимназии, локальных актов. Педагогический коллектив организован в методические объединения  и функционирует как социально-педагогическая организация с использованием основных принципов менеджмента в образовании. В педколлективе формируется корпоративная  культура, основанная на ценностно-смысловом согласии инновационной деятельности. Администрация использует различные средства стимулирования инновационной деятельности педагогического персонала гимназии: моральные, материальные, организационные. Поощряется творческое сотрудничество педагогов, учащихся и родителей.
    Гимназия регулярно изучает мнение общественности и своих сотрудников по вопросам руководства, выявляя проблемы и намечая пути решения. Основные направления  развития администрация видит в дальнейшей демократизации управления, проявляющейся в расширении участия в нем родителей, учителей, учащихся, социальных партнеров; сохранении и преумножении традиций гимназии, улучшении информированности за счет предоставления достоверной и оперативной информации.

Воспитательная работа в гимназии

В гимназии создана и реализуется воспитательная программа. Актуальность данной программы связана с поиском пути интеграции всех видов деятельности в образовательном учреждении (учебный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, внеурочная работа) относительно цели воспитания. Программа составлена на основе Устава и образовательной программы образовательного учреждения и  не имеет с ними противоречий.
   Программа направлена на решение следующих задач:
- создание условий, необходимых для становления воспитательной системы образовательного учреждения как основного способа осуществления воспитательного процесса;
- определение цели, принципов, содержания и технологий воспитательной деятельности в образовательном учреждении;
- определение воспитательных задач учебного процесса и способов их решения;
- определение структуры и содержания внеурочной деятельности в образовательном учреждении;
- определение особенностей взаимодействия с родителями учащихся в процессе воспитания учащихся;
- создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов как воспитателей.
  Основной технологией осуществления воспитательного процесса в гимназии является создание уникальной, саморазвивающейся воспитательной системы, включающей в себя систему упорядоченных локальных воспитательных технологий (решение определенных воспитательных проблем, форм воспитательной работы и воспитательных событий, технологий воспитательных методов и приемов).
В соответствии с этим образовательное учреждение рассматривается как воспитательная система - особая ценностно-ориентированная образовательно-культурная среда, в которой обеспечивается диалог учащихся с собой,  между учащимися, людьми, Петербургом, Отечеством, Пространством Культуры, Китаем как страной изучаемого языка.

Анализ факторов развития гимназии

Для обеспечения эффективной адаптации учреждения к внешним изменениям осуществлялся мониторинг и стратегический анализ соответствующей информации о внутренней и внешней среде гимназии. Для анализа внешней среды гимназии  использовалась технология SWOT – анализа в упрощённом варианте (SWOT – это аббревиатура четырех английских слов: S - Strenqths   - сильные стороны; W -  Weakntsses -  слабые стороны; O - Opportunities - возможности;;   T – Treats -  угрозы).
          Первый цикл был проведен групповым методом, участие принимали - 51 педагог,  4 управленца и 5 представителей социальных партнёров гимназии.
            На втором этапе данные первичного  анализа были подвергнуты экспертной оценке анализу и отбору информации на заседаниях методических объединений, научно-методического совета.
Анализ внутренней среды гимназии проводился с использованием упрощенного варианта технологии стратегического SNW  - анализа  (SNW - аббревиатура английских слов:  S - Strength - сильная позиция,   N - Neutral- нейтральная позиция, W - Weakness  - слабая позиция). Конкретные позиции для анализа разработаны специально созданной группой из состава администрации и педагогов гимназии. Затем бланки были предложены для заполнения всем желающим членам  педагогического коллектива (68%).

Результаты анализа внутренней среды обобщены в таблице 8, где отмечены только сильные и слабые позиции, которые могут быть обращены в реальные преимущества, или мешают достижению этих преимуществ.
 Проведённые исследования позволили выявить существенные факторы внешней среды и дать первичную оценку сильных и слабых сторон современного состояния гимназии.
Таблица 7.  Результаты SWOT – анализа


Возможности   

Сильные стороны

Удобное расположение в     Выборгском районе      
Удобная транспортная схема
Наработанный опыт обучения  иностранным языкам, в первую очередь, китайскому
Стремление значительной части детей к  высшему образованию
Интеллектуальный потенциал родителей   
 Возможность            предоставления дополнительных платных образовательных услуг
Преимущественно     достаточная материальная обеспеченность семей
Востребованость профилей подготовки  в гимназии
Устойчивая репутация гимназии    
Включенность обучающихся в процесс освоения информационно-коммуникационных технологий

Высокий    уровень профессионализма педагогов 
Высокий уровень мотивации к гимназическому обучению
Компетентность         управленческих кадров гимназии
 Действующая в гимназии система                                                                      материального и  морального                                                                    стимулирования
Хорошие результаты поступления выпускников гимназии в вузы города
Пролонгированные отношения с выпускниками
Стремление коллектива к успеху
Положительный имидж гимназии в                                                      районе,  городе
Комфортная   психологическая обстановка в коллективе педагогов и обучающихся
 Организация питания
Медицинское обслуживание

 

Угрозы          

Слабые стороны

Несформированность волевых стремлений к систематическому учению у части гимназистов.
Занятость родителей
Равнодушие некоторой части родителей   или            непонимание родительских     обязанностей
Неполные семьи       
 Снижение численности учащихся старших классов в городе
Сокращение психологической службы сопровождения учащихся в школе 
Сокращение ставок педагогических работников   
Большое количество документации
Ужесточение требований к качеству образования
Нерешенность многих проблем ЕГЭ
Низкий  уровень заработной платы           
Нет притока молодых талантливых
педагогов      
Преимущественно женский состав 
педагогического коллектива  

Качество психологического сопровождения
Психологическая помощь учителям,                                                                       родителям
 Не всегда принятые решения доводятся до конца
Недостаточная презентация успехов педагогов и учащихся
Средний возраст педколлектива – 47 лет
Этический уровень: наличие двойных стандартов
Неадекватная самооценка своего профессионального уровня
Низкий уровень инициативности
Уровень развитости ученического                                                            самоуправления
Увеличение доли контингента с более                           низким, чем на предыдущем этапе,                                                                             уровнем общего развития
Недостаточная           рекламная      и                                                                                     маркетинговая деятельность

 

 

 

Таблица 8. Результаты SNW  - анализа


Сильные позиции 

Слабые позиции

Стратегия       образовательной  деятельности
Программы внеурочной деятельности
Профильные  программы    образования
Программы спортивно-оздоровительной                                               направленности.       
Уровень образования педагогического персонала
Уровень профессионализма педагогического коллектива
Положительная репутация на рынке образовательных услуг
Положительная         репутация      как работодателя
Имидж гимназии в районе, городе
Традиции гимназии
Отношения     с          потребителями (родителями, учениками)
Отношения с выпускниками 
Овладение      информационно- коммуникационными технологиями                                             

Финансы         как      доступность
инвестиционных ресурсов
Индивидуальные       образовательные
Программы
Способность к лидерству всего педагогического персонала
Уровень ответственности за результаты гимназии в целом
Уровень инициативности педагогического персонала
Овладение      инновационными                                                           технологиями (у части коллектива)
Степень готовности к работе в инновационном режиме
Качество         психологического сопровождения
Уровень маркетинга    
Инновации как исследования
Инновации как продукт

Таким образом, анализ выявил те ресурсы внешней среды, которые очень слабо  или вообще не используются гимназией, а могли бы быть источником развития её сильных сторон: активизация родительского потенциала,  сотрудничество с внешними структурами (учреждениями культуры, здравоохранения и пр.), участие в грантовых программах, социальное партнерство.
С другой стороны, значительная часть слабых сторон гимназии непосредственно не связана с внешней средой и имеет причины внутреннего характера.

Результатом социологических исследований образовательных потребностей обучающихся и родителей,   SWOT – анализа  и  SNW  - анализа  условий и ресурсов явилось формирование реального социально-образовательного заказа
Исходя из этого, педагогический коллектив гимназии определил следующие основные направления развития:

Стратегия решения вышеперечисленных проблем нашла отражение в концепции развития гимназии.

 

 

Концепция развития гимназии

Концепция как общий образ будущего гимназии возникает при анализе социального заказа.
Анализируя нынешний этап развития гимназии, мы попытались ответить на три основных вопроса, сведя их сознательно к формулировкам в самом упрощенном и понятном виде: Чего от нас хотят? Кто мы и что можем сделать? Как мы это будем делать? Структуры, которые выступают по отношению к школе с каким-то заказом или требованиями в общественном виде, представим в 3-х уровнях:    
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина

Главная цель развития петербургской школы должна быть согласована  с целью развития Санкт-Петербурга как города с европейским качеством жизни, интегрированного в российскую и мировую экономику, – главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России, и соответствовать ей.

Таким образом, главная цель нашей гимназии выражена в следующем: создание условий обеспечивающих достижение обучающимися уровня образованности, соответствующего их личному потенциалу в современной системе ценностей, способность к самостоятельному решению социально и личностно значимых проблем в различных сферах деятельности и готовность к продолжению образования.
Интегрированная характеристика осуществляемой деятельности гимназии, ее направленность может быть сведена к определению основного назначения учебного заведения – миссии гимназии:
   От знаниевой парадигмы  обучения → к парадигме развития, самоопределения и
самореализации личности.    
   От традиционной  учебной деятельности → к организации всей жизнедеятельности
школьника, обеспечивающей полноценное проживание им каждого периода детства.
   От знаний, умений и навыков → к формированию личностных и предметных компетенций.

 

Программа стратегических изменений

Стратегическая цель: Обеспечение нового качества образования

Стратегические изменения:

Создание развивающего процесса обучения

 

Сохранение и укрепление здоровья  обучающихся
 

            наиболее благоприятных для  саморазвития, самосовершенствования личности и
            повышения здоровья учащихся.

            образования без потерь здоровья.

образования, здравоохранения и общественности в сфере формирования здоровья
подрастающего поколения.

             здорового образа жизни в семье и среди сверстников.

педагогических технологий с учетом результатов диагностики работоспособности учащихся

Стратегическая цель: Поддержка и развитие творческого потенциала обучающихся

Стратегические изменения:

Развитие самоуправления в гимназии

 

Обновление модели исследовательской и проектной деятельности учащихся

 

Использование в образовательном процессе различных форм обучения, деятельности направленной на развитие творческого потенциала обучающихся и педагогов

 

 

Стратегическая цель: Развитие педагогического мастерства как основы качества образования

Стратегические изменения:

Механизм реализации программной стратегии
Ведущим механизмом достижения цели и решения поставленных задач является средовой подход, предполагающий создание и дальнейшее развитие различных микросред. Микросреды создаются в результате реализации целевых программ, рассматриваемых в качестве программ совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса и предполагающих привлечение социальных партнеров школы.
На период до 2015 года планируется реализация следующих целевых программ: «Успешный гимназист», «Успешный учитель», «Успешное управление». В совокупности эти целевые программы представляют собой стратегическую программу повышения качества образования.
Каждая целевая программа реализуется командой единомышленников (например, методические объединения, объединение классных руководителей, временные творческие группы и т.д.), привлекающей учащихся гимназии и их родителей, а также социальных партнеров гимназии.
На каждый учебный год составляется рабочий план реализации каждой целевой программы. В течение года идет обсуждение реализации программ, подведение итогов проводится ежегодно. Результаты доводятся до всех участников образовательного процесса гимназии. Предполагается разработка программы мониторинговых исследований по результатам реализации программы развития гимназии. 

 

Краткая характеристика целевых программ
Целевая программа «Успешный Гимназист»
Цель: создание условий успеха и позитивной самореализации обучающихся
Задачи:

Образовательные события целевой программы «Успешный Гимназист»

Целевая программа «Успешный Учитель»
Цель: повышение профессиональной компетентности  педагогов на основе формирования педагогического мастерства.
Задачи

Образовательные события целевой программы «Успешный Учитель»

 

Целевая программа «Успешное управление»
 Цель: организация системы управления школой на принципах соуправления,. усиление общественного влияния на развитие гимназии.
Задачи

 

Образовательные события целевой программы «Успешное управление»

 

Финансовое обеспечение Программы развития

Финансовые расходы, необходимые для реализации Программы развития гимназии, предполагается использовать, исходя из сложившихся норм финансирования системы образования и мер по обеспечению государственных гарантий педагогическим работникам системы образования и обучающимся.
Финансовое обеспечение реализуемых целевых программ будет обеспечиваться через ассигнования из бюджета города на функционирование системы образования, внебюджетных средств (оказание платных дополнительных образовательных услуг), а также из дополнительных источников финансирования (добровольные пожертвования граждан и организаций).